Блог
Шоу
Подкаст
Мода и оккультная символика
В третьей части нашего модного расследования попытаемся вычислить все тайные знаки в фэшн-индустрии. Мы уже поняли, что модный мир полон мистификаторов в лице креативных директоров. Символизм, буквально, царит на мировых подиумах. К слову, сюжеты с гаданиями были весьма популярны и изображались в конце XIX и начале ХХ веков на обложках Vogue, например.

Обложка Vogue, 1904 год

Впрочем, вся история символизма начинается задолго до этого. Мы можем видеть истоки формирования тайных сообществ еще до нашей эры при царе Соломоне. В средние века этот тренд укрепился благодаря масонству, расцвет которого произошел посредством формирования строительных гильдий — отсюда и термин от фр. franc-maçon — «вольные каменщики». Постепенно тайные организации с мистическими обрядами распространились по всей Европе и оставили свой след не только в политике, культуре и многом другом, но и, конечно, в моде.

Если говорить про историю современную, то символы масонов есть, например, в коллекции британского бренда Marios Schwab. Здесь и наугольник — главный символ равенства и всевидящее око, и листья акации — знак бессмертия души.
Особенное отношение у дизайнеров к одному из самых знаковых масонских символов — всевидящее око. Многогранный символ: одновременно и талисман, и знак познания истины.
Schiaparelli — показательный пример микса всего сакрального, тайного и мистического. Здесь мы можем найти не только зодиакальные созвездия, но в том числе и око. Концептуальная идея возрожденного дом.

Schiaparelli — дань своей создательнице Эльзе Скиапарелли, а как мы знаем, она была страстной поклонницей и любительницей мистификаций. Так, Дэниел Розберри — нынешний креативный директор дома — продолжил роман бренда с мистицизмом, создавая всё новые оммажи коллекциям Эльзы. О чем нам говорит око в прочтении Schiaparelli? Возможно — это символ тайных знаний или ведьмин глаз со слезой, который познал истину.

В стремлении постичь истину был замечен ещё и Риккардо Тиши в коллекции для Burberry. Интересно, что сама коллекция была посвящена морской тематике — мифическим русалкам и акулам. Впрочем, для глаза тоже нашлось место. Что в данном случае он символизирует — доподлинно неизвестно, но так как мы выяснили, что Тиши очень религиозен, возможно, что это глаз Божий.
Gucci — модный дом с необычной историей, покрытой тайнами и легендой о проклятии. Алессандро Микеле, охотно поддерживает мистическую ауру бренда, оставляя нам ключи от шкафов со скелетами в своих коллекциях. Эстетика оккультизма присутствует в Gucci с определённой долей сатиры, а может быть и сарказма. В коллекции 2018 года он использовал око в качестве третьего глаза, что придало его показу легкий дух шаманизма.
Око стало символом и у Kenzo. Модный дом используют эту символику не только в коллекциях одежды, но также в декоративной косметике и парфюмерии — в знаменитых духах Kenzo World с «говорящим» флаконом.
В модной индустрии есть те, кто не боится заигрывать с темой смерти и оккультной символикой. Самые смелые мистификаторы — в Vetements. Пентаграммы на худи, бомберах и кепках, надписи с текстами о кромешной тьме и интерпретации Демны Гвасалии на тему образов рая и ада в осенней коллекции 2021 года. Впрочем, концептуальная идея бренда — через нарочитую демонизацию показать в коллекциях отражение реальности и признать присутствие темных сил в современном обществе. Вот такую непростую философию Vetements скрывает под оккультными пентаграммами.
Сказку о культе ведьм рассказывают Preen by Thornton Bregazzi. Тандем английских дизайнеров — Джастина Торнтона и Теи Брегацци вдохновились 70-ми — эпохой переплетения хиппи, астрологии и магии. Дизайнеры хотели показать, что ведьмы до сих пор живут среди нас и они не имеют ничего общего с теми злыми существами из сказок, а больше напоминают лесных фей.

В более мрачном ключе оккультизм любит демонстрировать английский дизайнер Гарет Пью. Его коллекции — всегда мистическая загадка со скрытыми символами.

Готический романтизм и фантазию о загробной жизни нам показал Джон Гальяно для Maison Margiela. Жуткая и одновременно чарующая сказка, наполненная трагизмом и драмой, отражает стиль 40-х годов и силуэты свадебной моды той эпохи.
Мир моды также неравнодушен к колдовским чарам и магии карт Таро. Мария Грация Кьюри, к которой мы еще не раз будем возвращаться, с особым трепетом относится к магической атрибутике. Весеннюю коллекцию 2021 года для Dior, она посвятила старшим арканам Таро. В своем интервью Кьюри признавалась, что мистика для неё имеет глубокий смысл, а не просто дань тренду. Она также рассказывала, что магия может подарить нам надежду и веру в лучшее будущее. Кстати, гостья нашего следующего выпуска Модного подкаста (не спойлер) нашла ошибку в изображении одного из арканов у Марии Грации. Уже на следующей неделе мы подробнее узнаем, в чем же была ошибка — внимательно следите за нашими обновлениями здесь, в Telegram, VK, Rutube и Youtube. А пока — ждём ваши комментарии с предположением о том, кто придет к нам в гости.

Christian Dior SPRING 2021 COUTURE

Ещё за предсказаниями судьбы отправлялись Gucci в кампейне 2018 года, который можно считать оммажем к кровавому скандалу семьи Гуччи. Несмотря на деструктивность печальной истории любви Маурицио Гуччи и Патриции Реджани — Миккеле любит цитировать ее в коллекциях. Именно после спиритического сеанса, где духи шепнули, что другого выхода, кроме как убить Маурицио, нет — Патриция решилась на преступление.
В том же, 2018 году, Миккеле провел показ на кладбище. Говорящий слоган показа — «forever guilty» (вечно виновный), который звучит как проклятие, продолжает отсылать нас к печальным событиями клана Гуччи.
Кстати, не только Миккеле будоражит история семьи Гуччи. Том Форд тоже был неравнодушен к истории черной вдовы и создал браслеты-наручники из серебра, посвященные преступлению Леди Гуччи и ее дальнейшему заключению.
На сегодня наша модная сказка подошла к концу, но и это еще не все. Совсем скоро мы будем разбираться в астрологических знаках и узнаем, что звезды диктуют миру моды.